Лев Толстой как писатель и человек - полная версия

Устный журнал «Лев Толстой как писатель и человек»

Работа учителя русского языка и литературы Глушко Р. И.

учителя русского языка и литературы Мамрош О. В.

Возрастная категория 14 – 16 лет

Лев Толстой как писатель и человек Устный журнал (2015)

Демонстрируется слайд 1

Вступительное слово учителя

Имя Л. Н. Толстого стало легендой еще при его жизни. Великий писатель-реалист, сверстник Достоевского, Чернышевского, Лескова, Островского, он оказался современником А. Чехова, В. Короленко, М. Горького, И. Бунина, А. Куприна, Л. Андреева, продолжая создавать в совершенно новых для себя общественных условиях все новые выдающиеся произведения. Мысль о том, что где-то рядом Толстой «единственный гений современной эпохи»

(А. Блок), поражала воображение. «Он похож на бога, - сказал о Толстом Горький, не на Саваофа или олимпийца, а на этакого русского бога, который «сидит на кленовом престоле под золотой липой». Для сегодняшнего читателя кажется почти непостижимым тот гигантский нравственный авторитет, каким обладал Л. Н. Толстой.

В последние тридцать лет своей долгой жизни Толстой сознательно и целеустремленно употребил все человеческие силы на то, чтобы превратить собственный огромный литературный талант в разрушительное орудие борьбы, чтобы сорвать с общества «ширмы, скрывающие праздность, развращенность, жестокость».

Полистаем пожелтевшие страницы памяти. Заглянем и приоткроем завесу души великого писателя.

Наш литературный журнал перевернет для вас свои озвученные страницы.

Страница первая – « Свет негасимый Ясной Поляны»

На фоне классической музыки Й. Баха, Бетховена, Н. Лысенко, П. Чайковского, Ф. Шопена из-за стола, оформленного в стиле ХІХ века поднимаются ведущие – юноша и девушка, одетые в костюмы того времени. Проецируются на экран виды Ясной Поляны.

1 ведущий. Маленький деревянный дом в Долго-Хамовническом переулке, зажатом многоэтажными корпусами пивоваренного завода на окраине старой Москвы («Здесь не стала бы танцевать Анна Каренина», - заметил о скромной Ясной Поляне один ее зоркий посетитель) к началу двадцатого века стали местом паломничества тысяч людей.

2 ведущий. Сюда приезжали кандидат в американские президенты и известный итальянский ученый, деятель болгарского просвещения и французский критик-эстет. Но вместо величавого гения в традиционно величественном смысле они видели простого старика в высоких сапогах и длинной холщовой блузе, подпоясанной желтым ремнем.

1 ведущий. Один из самых образованных людей своего времени, который читал «Илиаду» по-древнегречески, а «Библию» - по-древнееврейски, граф Толстой был одновременно русским мужиком, выразившим всю ненависть крестьянства, копившуюся веками, к угнетавшему его помещичье-дворянскому классу.

2 ведущий. «И опять молюсь, кричу от боли. Запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и мою жизнь», - так напишет Толстой в своем дневнике после общения с крестьянами. В стремлении проникнуться подлинно народной точкой зрения на события истории и современности, дойти во всем до «корня» Толстой обретал горизонты глубинного историзма.

1 ведущий. Литературные тени витают над аллеями и тропинками Ясной Поляны. В утренней или вечерней тишине явственно различимы шаги пришедших сюда из «Войны и мира», «Детства», «Семейного счастья». Творец несравненных образов ходил по этой благословенной земле.

2 ведущий. Ясная Поляна при жизни Л. Н. Толстого стала литературной столицей мира. В начале ХХ века не только отечественные, но и крупнейшие французские, английские, немецкие, скандинавские, американские, японские, китайские, индийские газеты и издательства посылали сюда своих представителей. Когда происходили события, волновавшие общество, всех интересовало, что скажет яснополянский патриарх.

1 ведущий. Махатма Ганди, мечтая о независимости Индии, мысленно устремляется в Ясную Поляну, видя в Толстом Великого Учителя. Ромен Роллан, один из европейских гуманистов, страстно ища точку опоры, послал в Ясную Поляну эпистолу и получил в ответ письмо, которое не нуждалось в пояснениях, ибо отражало «прозрачный свет» души человека.

Страница вторая - «Письма Толстого»

Выходят два новых ведущих, держа в руках конверты и тексты рукописных посланий.

1 ведущий. Эпистолярное наследие Л. Н. Толстого огромно. Его письма охватывают целую эпоху и являют нам Толстого в общении с чрезвычайно широким кругом людей – острого, эмоционального, страстного. Особенно важно читать внимательно эти письма, потому что художественное творчество не до конца выражает его сложнейшую личность.

2 ведущий. В переписке же он «распахивается», раскрывает такие стороны своей души и мировоззрения, которые остаются как бы в тени в его прозе и публицистике. Не случайно значительная часть переписки копировалась домашними и помощниками.

1 ведущий. Толстой всегда чутко откликался на события общественной и литературной жизни, он был в письмах заботлив и нежен с родными и друзьями, охотно помогал советом всем, кто к нему обращался, - ученым, молодым писателям, художникам, притиняемым...

2 ведущий. А какие яркие письма посылал Толстой, организуя борьбу со страшным голодом в Самарской губернии. Одна из интереснейших частей переписки Толстого – письма к писателям. Еще во время Крымской войны созрела мысль о необходимости освобождения крестьян от крепостной зависимости.

1 ведущий. Он разработал свой собственный проект освобождения яснополянских крепостных, который, правда, не имел успеха. Толстой остро чувствовал нарастание в пятидесятые годы революционной ситуации: «Помяните мое слово, что через 2 года крестьяне поднимутся, ежели умно не освободят их до этого времени».

2 ведущий. И вот был объявлен манифест 19 февраля 1861 года. Писатель находился в это время за границей, он был занят подготовкой романа «Декабристы». В Лондоне он познакомился с Геруеном, постоянно вел с ним разговоры о крайне волновавшем вопросе освобождения крестьян. А в середине марта Толстой пишет знаменательное письмо из Брюсселя.

Письмо проецируется на большой экран.

«... Вы говорили, я не знаю России. Нет, я знаю свою субъективную Россию, глядя на нее с своей призмочки. Ежели мыльный пузырь истории лопнул для вас и для меня, то это тоже доказательство, что мы уже надуваем новый пузырь, который еще сами не видим.

Как Вам понравился манифест? Я его читал по-русски и не понимаю, для кого он написан. Мужики ни слова не поймут, а мы ни слову не поверим.- Еще не нравится мне то, что тон манифеста есть великое благодеяние, делаемое народу, а сущность его даже ученому крепостнику ничего не обещает, кроме обещаний...»

1 ведущий. Многолетняя переписка велась между Толстым и Страховым – известным литератором и философом. Очень часто в переписке Толстого встречается имя Пушкина, о котором Толстой размышляет постоянно. «Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите с начала все повести Белкина. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу Вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение».

2 ведущий. Именно обращением к Пушкину обязан Толстой тому толчку, что привело к стремительному рождению романа «Анна Каренина». Он пишет Страхову: «Жена принесла с низу повести Белкина, думал найти что-нибудь для Сережи. ... Но мало того, он как будто разрешил все мои сомнения. Там есть отрывок «Гости собирались на дачу». Я невольно, нечаянно, сам не зная, зачем и что будет, задумал лица и события...»

1 ведущий. И еще об одном русском гении, о том с кем Толстой, как ни странно, никогда не встречался, хотя жил и работал в одно время. – О Достоевском читаем мы в письмах к Н. Н. Страхову. Толстого и Достоевского обычно рассматривают как антиподов, и в самом деле трудно найти писателей, чьи личности и творчество были бы более несхожи. И лишь из писем Толстого можем узнать об истинном отношении его к Достоевскому.

На экран проецируются слова письма

« На днях нездоровилось, и я читал «Мертвый дом ( «Записки из мертвого дома»). Я много забыл, перечитал и не знаю лучшей книги изо всей новой литературы, включая Пушкина. Не тон, а точка зрения удивительная – искренняя, естественная и христианская. Хорошая, назидательная книга. Я наслаждался вчера целый день, как давно не наслаждался. Если увидите Достоевского, скажите ему, что я его люблю.»

2 ведущий. Смерть Достоевского потрясла Толстого. Он написал Страхову.

«Как бы я желал уметь сказать все, что я чувствую о Достоевском. Вы, описывая свое чувство, выразили часть моего. Я никогда не видел этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый, самый близкий человек, дорогой, нужный мне человек. Я был литератор и литераторы все тщеславны и завистливы, я по крайней мере такой литератор. И никогда мне в голову не приходило меряться с ним – никогда. Все, что он делал (хорошее, настоящее, что он делал), было такое, что чем больше он сделает, тем мне лучше. Искусство вызывает во мне зависть, ум тоже, но дело сердца только радость. – Я его так и считал своим другом, и иначе не думал, как то, что мы увидимся, и что теперь только не пришлось, но что это мое. И вдруг за обедом – я один обедал, опоздал – читаю, умер. Я растерялся, а потом стало ясно, как он мне был дорог, и я плакал и теперь плачу. – На днях до его смерти, я прочел «Униженные и оскорбленные» и умилялся».

1 ведущий. С некоторыми писателями Лев Николаевич обменялся всего несколькими письмами, но из них видно, как хорошо знал он их творчество, как умел ценить авторов. Неспособный кривить душой, он никогда не хвалил того, что на самом деле ему не нравилось даже в произведениях очень близких ему писателей.

2 ведущий. Современники очень дорожили мнением Толстого. Полученное Д. В. Григоровичем к 50-летнему юбилею его творческой деятельности письмо Льва Николаевича было прочитано вслух и, по словам Григоровича, «вызвало единодушный восторг, доказавший как высоко Вас ценят и любят», а сам юбиляр был растроган письмом Толстого «больше всех остальных вместе взятых» поздравлений.

1 ведущий. С годами все громче звучал во всем мире голос Толстого, обличающий несправедливость, угнетение и притеснение человека. Неизвестное ранее письмо Толстого и его портрет с дарственной надписью хранится в рукописном отделе Будапештского литературного музея имени Ш. Петефи. И портрет, и письмо были посланы венгерскому журналисту и публицисту, сербу по происхождению, Шандору Петровичу:

«Милостивый государь!

Очень благодарен Вам за присылку Вашей книги. Она очень интересная, и я совершенно согласен с высказанными в ней взглядами о вероятном историческом призвании русского народа. Я на днях высказал ту же мысль в небольшом сочинении «Великий грех», которое вероятно скоро появится.

20/7 июня 1095 Лев Толстой»

2 ведущий. Обмен письмами между Петефи и Толстым послужил основой их более длительной переписки.

Мы познакомились лишь с крохотной толикой в необозримом море писем (их многие тысячи) Льва Николаевича Толстого. Но и они ярко раскрывают характер его отношений с современниками. Толстой поистине безграничен, и чтобы глубже понять его, чтобы приблизиться к постижению гения, следует стараться познать все стороны его творчества, в котором « почтовая проза» играет своеобразную, очень значительную роль.

На сцену поднимается третья пара ведущих.

Страница третья «Любимые стихи Л. Н. Толстого.»

1 ведущий. Укоренившееся мнение, что Толстой не любил поэзии, не отражает истинного отношения великого писателя к поэтическим произведениям. Он был очень строг в оценке – это верно. Но настоящую, истинную поэзию весьма ценил.

2 ведущий. М. Горький приводит в своих воспоминаниях фразу Толстого: «Надо учиться стихам у Пушкина, Тютчева, Шеншина (Фета)». Высокие требования, которые предъявлял Лев Николаевич к поэзии, составляли главным образом в том, что в настоящем стихотворении глубина мысли должна гармонически сочетаться с красотой и изяществом формы.

1 ведущий. Предлагаемые нами три поэтических шедевра были отобраны по следующему принципу. Стихотворение Тютчева «Silentium!» ( «Молчание») и Пушкина «Воспоминание» включены Толстым в «Круг чтения».

Звучит стихотворение Ф. И. Тютчева «Silentium!» на фоне классической инструментальной музыки.

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне.

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими и – молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей.

Таинственно-волшебных дум:

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонит лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!

2 ведущий. О том, как читал Лев Николаевич свое любимое стихотворение А. К. Черткова пишет: «Молчи, скрывайся и таи и чувства, и мечты свои»... начинает он тихо и проникновенно, просто и глубоко-трогательно. Голос его слегка дрожит от внутреннего волнения... чувствуется, что он и сам переживал то, о чем говорил поэт».

1 ведущий. Стихотворение Фета «А. Л. Б-ой» (Бжеской) Лев Николаевич так ценил, что писал автору: « Коли оно когда-нибудь разобьется и засыпется развалинами, и найдут только отломанный кусочек: в нем слишком много слез, то и этот кусочек поставят в музей и по нем будут учится».

А. Л. Б-ой

Далекий друг, пойми мои рыданья,

Ты мне прости болезненный мой крик,

С тобой цветут в душе воспоминанья,

И дорожить тобой я не отвык.

Кто скажет нам, что жить мы не умели,

Бездушные и праздные умы,

Что в нас добро и нежность не горели

И красоте не жертвовали мы?

Где ж это все? Еще душа пылает,

По-прежнему готова мир объять.

Напрасный жар. Никто не отвечает;

Воскреснут звуки и замрут опять.

Лишь ты одна! Высокое волненье

Издалека мне голос твой принес.

В ланитах кровь, и в сердце вдохновенье, -

Прочь этот сон, - в нем слишком много слез!

Не жизни жаль с томительным дыханьем,

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,

Что просиял над целым мирозданьем,

И в ночь уйдет, и плачет, уходя.

2 ведущий. А пушкинское «Воспоминание» приводит Толстой целиком на склоне лет в начале своих автобиографических записок и замечает, что он под всем им подписался бы, заменив только в последней строке слово «печальных» на «постыдных» ( известно, что Толстой всю жизнь не уставал казниться и судил себя слишком часто и слишком строго).

Зазвучит стихотворение А. С. Пушкина

Воспоминание

Когда для смертного умолкнет шумный день

И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень

И сон, дневных трудов награда,

В то время для меня влачатся в тишине

Часы томительного бденья:

В бездействии ночном живет горят во мне

Змеи сердечной угрызенья;

Мечты кипят; в уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток,

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слезы лью

И строк печальных не смываю.

Страница четвертая «Музыка в жизни Л. Н. Толстого»

Звучит музыка Ф. Шопена.

Выходят ведущие. Сообщения сопровождаются музыкой.

1 ведущий. С юных лет Л. Н. Толстой страстно любил музыку. «Музыка очень трогает меня, до слез – сердце сжимает. Другие искусства: поэзия, скульптура, живопись – не так». Сын писателя, С. Л. Толстой, вспоминает: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец». Почти теми же словами говорит секретарь Толстого: « Я никогда не видел человека, на которого бы музыка так сильно действовала».

2 ведущий. Музыка органично входит в мир толстовских героев. Более того, музыкальность того или иного персонажа – зачастую пробный камень отношения к нему автора. Намечая в черновых вариантах характеристики будущих героев «Войны и мира», писатель на первое место в «поэтической сфере» каждого из них выдвигает именно музыку. Борис – « В музыке не смыслит», Наташа – «Музыкой обладает, понимает и до безумия чувствует». Марья – «От и до играет и любит музыку мистически».

1 ведущий. Шопен был самым любимым композитором Льва Толстого. Музыка Шопена была необычайно близка Толстому. «Когда хорошее музыкальное произведение нравится, то кажется, что сам его написал», - заметил он однажды, прослушав этюд Шопена. «Я так слился с Шопеном, когда я слушаю, у меня впечатление, точно я сочинил».

2 ведущий. Произведения Шопена были для писателя художественной нормой и образцом. Чутьем художника Толстой угадывал в творчестве любимого композитора огромный заряд, вдохновляющий жизненной энергии и силы. Когда из приехавших в Ясную Поляну дам заметила, что вероятно «душа Чайковского» не переносила «болезненного Шопена», Лев Николаевич возмутился и горячо возразил: «Какое не переносила? Шопен подымает».

1 ведущий. Толстого покоряла мелодичность Шопена. Она, несомненно, была для него одной из привлекательнейших сторон музыки композитора. Лев Николаевич часто напевал любимые мелодии, которые, как он говорил «преследуют его», «поют» внутри него.

2 ведущий. Он с удовольствием слушал вальсы Штрауса, венгерские танцы, полонезы и вальсы Шопена. Особенно мазурки. «Я не знаю красивее, молодцеватее танца, чем мазурка». Про мазурки же Шопена утверждал: «Вот это настоящее, в чем его сила. Как хороши мазурки, одна лучше другой. Все хорошо».

( Звучит «Мазурка» Ф. Шопена. Далее уч-ся танцуют вальс)

2 ведущий. Лев Николаевич чрезвычайно любил фортепиано. Очевидно, его любовь к поэту и «душе фортепиано» - Фредерико Шопену – связана в какой-то мере и с этим. Однажды он сказал: « Вот только одно, что это непонятно народу. А я в этом так испорчен, и больше всех других искусств, мне всего тяжелее было бы расстаться с ней, с теми чувствами, которые она во мне вызывает».

1 ведущий. Лев Николаевич Толстой любил сравнивать Шопена с Пушкиным. «Полная голова стихов Пушкина. Ямбы западают, как музыка Шопена. Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии».

2 ведущий. В этих сравнениях проявилась многолетняя неизменная, горячая, нежная любовь и высокое признание русским гением музыки великого польского композитора.

Страница пятая «Часть его мира»

1 ведущий. Создавая устный журнал, вначале нам подумалось, ну, а столь ли уж существенная тема – Лев Толстой и спорт? Великий человек, гениальный писатель, каждая страница, каждое письмо и мысль которого выражают напряженнейшую жизнь духа... Какое значение имела для него культура физическая?

2 ведущий. И лишь углубившись в жизнь Толстого, в его дневники, письма и воспоминания о нем, начинаешь все более понимать, какой это был гармоничный, цельный человек в естественном бытие своем.

1 ведущий. Вспоминает итальянский криминалист и психиатр Чезаре Ломброзо, побывав в Ясной Поляне 11 августа 1897 года: «В самый день моего приезда он в продолжении двух часов играл со своей дочерью в лаун-тенис, после чего, сев на им же самим взнузданную лошадь, пригласил меня ехать с ним купаться. Ему доставило удовольствие видеть, что я через четверть часа не смог уже плыть за ним, и когда я выразил удивление его силе и выносливости, жалуясь на свою немощность, он протянул руку и приподнял меня довольно высоко от земли, легко, как маленькую собачку».

2 ведущий. С юности Толстой любил охоту и верховую езду. Охотник он был страстный, неутомимый и смелый. Он любил и щегольнуть на охоте ловкостью и лихостью, что называется «джигитнуть». И уж если зарезать волка, то с коня, на полном скаку.

1 ведущий. Когда Лев Николаевич перестал охотится, одним из его наибольших увлечений стали долгие пешие прогулки и верховая езда. Как он владел лошадью! Не многие всадники так молодцевато смотрелись на коне, как уже старый Толстой. Вспоминал В. В. Стасов: «Стоит посмотреть еще, когда он только садится на лошадь и заносит ногу через седло. Но как только сел, просто чудо что такое! Соберется весь, ноги точно слились с лошадью, телом – сущий кентавр, наклонит немного голову, а лошадь так и стучит под ним ногами...»

2 ведущий. Да, с плеч Толстого как будто спадали десятки лет, когда скакал он на своем любимом Делире, брал препятствия, перепрыгивал через рвы и канавы, понятие «устал» для него не существовало. В 1873 году художник Крамской писал, что в охотничьем костюме, верхом на коне Толстой – самая красивая фигура мужчины, какую ему пришлось видеть в жизни.

1 ведущий. Уже вернувшись с Кавказа, в 1856 году Толстой увлекся входившей в моду гимнастикой. Он посещал спортивный зал на Большой Дмитровке, где с воодушевлением прыгал через коня. Всегда в кабинете Льва Николаевича были гири – тяжелые и более легкие.

2 ведущий. Неутомимо играл с молодежью в Ясной Поляне в теннис, только-только тогда появившийся в России, а зимой устраивался каток, который все члены семьи Толстого расчищали от снега, и Лев Николаевич подолгу мог кататься на коньках.

1 ведущий. А по вечерам, после занятий, нередко посвящал время шахматам. Как и Тургенев, он был сильным шахматистом. Игроки достаточно высокой квалификации отличали его уверенный, изобретательный стиль, насыщенный комбинационными идеями.

2 ведущий. Как писал его сын Сергей Львович: « Вообще отец придавал большое значение физическому развитию тела. Он поощрял гимнастику, плавание, бегание, всякие игры, лапту, городки и особенно верховую езду. Иногда на прогулке он скажет: бежим наперегонки. И все мы бежим за ним».

Страница шестая «Последние дни»

1 ведущий. В 1908 году, когда мировая общественность отмечала восьмидесятилетие со дня рождения Льва Толстого, Александр Блок пишет для журнала «Золотое руно» статью «Солнце над Россией». Блока переполняет изумление перед фактом жизни в одно время с Толстым: «Величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святости – живет среди нас».

2 ведущий. 31 октября 1910 года Блок пишет матери: «Читала ли ты прилагаемое известие о Толстом»? А если умрет Толстой, а если закатится солнце, - уйдет последний гений, - что тогда?

1 ведущий. Толстой и в смерти учит правде. С Толстым умерла человеческая нежность – мудрая человечность 4 ноября 1910 года. Блок напишет: «Таки не выдержало сердце странническое, беспокойное, русское – ушел в 85 лет, куда глаза глядят. Должно быть, ему давно хотелось уйти, его заветная эта мечта была, и может быть, умрет там на дороге, на перепутье, бездомно...»

2 ведущий. Поднялась ужасная газетная шумиха. Газеты пестрели пошлыми заголовками и дешевенькими статьями. Все написанное было оскорбительно. И «левые» и «правые», выпячивая свои мнения, пытались очернить Великого Гения.

1 ведущий. А. Блок в статье «Солнце над Россией» напишет, что все русские люди «впитали с молоком матери хоть малую долю великой жизненной силы».

2 ведущий. Лев Толстой и сегодня один из самых читаемых и издаваемых писателей на земле. Произведения Толстого стали достоянием всех. Общий тираж всех изданий произведений Толстого составил астрономическую цифру 418644000 экземпляров. Книги писателя выпускаются на 100 языках мира.

1 ведущий. Многие выдающиеся художники внесли свой вклад в популяризацию творчества Толстого. Издания украшены иллюстрациями А.Пластова, В. Фаворского, А. Пахомова, О. Верейского.

2 ведущий. Наследие Л. Н. Толстого стало поистине неотделимой частью мировой культуры.

Смотреть презентацию

Использованная литература

1. Жислина С. С. Добрый свет из далека. Невыдуманные истории о Л. Н. Толстом. – М.: Просвещение, 2000.

2. Каменов В. М. Поэтический мир эпоса. – М.,: Просвещение, 2008.

3. Ломунов К. Н. Лев Толстой в современном мире. – М.,: Просвещение, 2005.

4. Майлиен Е. А. Путь писателя. – М.: /Просвещение, 1995.

5. Шкловский В. /Лев Толстой. 3 изд. – М., Просвещение, 1997 (Серия «Жизнь замечательных людей»)